Омельянюк Александр Павлович
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству

Омельянюк Александр Павлович
Главная Новости

Новости

10 ноября 2022 года на заседании Палаты представителей были рассмотрены семь вопросов.

10 11/2022
В первом чтении был рассмотрен проект Закона «Об изменении законов по вопросам образования», о котором доложили Министр образования Республики Беларусь Иванец А.И. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Рынейская И.Н.

Закон подготовлен в целях приведения актов законодательства в соответствие с Законом «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Так, соответствующие коррективы вносятся в законы «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», «О пенсионном обеспечении», «Об обороне», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», «Об основах государственной научно-технической политики», «О здравоохранении», «О научной деятельности», «О погребении и похоронном деле», «О потребительской кооперации», «О государственных наградах Республики Беларусь», «О государственных символах Республики Беларусь», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О занятости населения Республики Беларусь», «Об охране труда», «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной службе», «О судебно-экспертной деятельности» и Жилищный кодекс Республики Беларусь.

Два законопроекта были приняты во втором чтении.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Горваль С.А. представила проект Закона «Об урегулировании неплатежеспособности».

В проекте Закона закрепляются положения, обеспечивающие реализацию поручений Главы государства об увеличении возможностей для защиты прав предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, о снятии излишней нагрузки с судов и возложении координации процесса в процедурах банкротства на Правительство Республики Беларусь, а также местные исполнительные и распорядительные органы.

В этих целях в проект Закона включен целый ряд мер защитного и мотивационного характера, направленных на сохранение производственных комплексов и обеспечение управляемости процессами в ходе урегулирования неплатежеспособности.

В частности, способствовать реабилитации предприятий должны закрепляемые в проекте Закона меры, предусматривающие:

отмену обязанности подачи предприятием в период досудебного оздоровления заявления о неплатежеспособности в суд, что обеспечит сохранение предприятием в период досудебного оздоровления контроля над активами и финансово-хозяйственной деятельностью;

расширение перечня мер по предупреждению несостоятельности за счет предоставления права проведения переговоров с кредиторами о заключении соглашений об изменении порядка и условий исполнения обязательств, использования процедур медиации, размещения новых акций среди акционеров и других;

исключение возможности контрагентов предприятия расторгать или изменять положения договоров по причине открытия дела о неплатежеспособности;

утверждение правил своевременной диагностики финансового состояния предприятий, позволяющих предупредить обстоятельства, которые могут привести к неплатежеспособности;

приостановление принудительных взысканий после открытия конкурсного производства.

Документом предусмотрено смягчение условий инициирования несостоятельности самим предприятием для своевременного перехода в стадию санации (не дожидаясь крайне неудовлетворительной структуры баланса, закредитованности, роста пеней, штрафов и неустоек, обращения взысканий на активы и деления единого производственного комплекса). Руководитель получает право обратиться в суд, чтобы объявить предприятие несостоятельным, в случае отсутствия средств на счетах для оплаты долгов (в настоящее время необходимо находиться в состоянии неплатежеспособности в течение года).

Произведенные товары, скоропортящаяся продукция могут быть оперативно проданы без проведения торгов на основании заключенных договоров поставки. Для выплаты заработной платы по согласованию с соответствующим государственным органом и до формирования собрания (комитета) кредиторов может быть продано имущество, не участвующее в производственной деятельности.

В проекте Закона закрепляется выработанный практикой оптимальный максимальный срок санации предприятий, совпадающий со сроком среднесрочного бизнес-планирования (36 месяцев с возможным продлением судом на 24 месяца для восстановления платежеспособности или расчета с кредиторами). Подробно регламентируется процедура мирового соглашения.

Право кредитора на взыскание залога с предприятия для сохранения целостности производственного комплекса может быть ограничено судом (по обоснованному ходатайству управляющего). При этом суд наделяется правом утвердить разработанный управляющим план санации с продажей значимого предприятия целиком (согласованный государственным органом), несмотря на позицию кредиторов, настаивающих на распродаже имущества по отдельности.

Расширяются полномочия государственных органов для обеспечения своевременной диагностики состояния предприятий, согласования всех планов, анализа их выполнения и своевременной корректировки, защиты интересов государства и трудового коллектива, решения вопросов, связанных с производством, занятостью, расчетами, имуществом.

Местным исполнительными распорядительным органам предоставляется право по своей инициативе или по просьбе частных предприятий организовать предупреждение банкротства частных предприятий на своей территории (если это необходимо в интересах региона и государства).

Принятие проекта Закона будет являться основой дальнейшего проведения активной антикризисной государственной политики, направленной на оздоровление финансов предприятий, стабилизацию и развитие производства за счет оптимизации процедуры принятия решений.

О проекте Закона «Об объединениях нанимателей» проинформировала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Стативко Ж.В.

Проект Закона направлен на законодательное регулирование общественных отношений по вопросам создания и деятельности объединений нанимателей как одного из ключевых участников системы социального партнерства Республики Беларусь, основанной на взаимодействии трех сторон — представителей государства, работников и нанимателей, и определяет порядок создания объединений нанимателей, правовое положение и принципы их деятельности, а также права и обязанности объединений нанимателей и их членов.

В двух чтениях были приняты три проекта законов.

С докладами по проекту Закона «Об амнистии в связи с Днем народного единства» выступили Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ленчевская М.А.

Согласно предварительным данным при реализации законопроекта предполагается освободить от различных видов наказаний 4545 осужденных, в том числе из мест лишения свободы — 1600 (из них 10 — несовершеннолетних), из исправительных учреждений открытого типа — 500, из уголовно-исполнительных инспекций — 2445.

Кроме того, предполагается сократить срок наказания на 1 год 3950 осужденным, из них 2500 лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, 350 — в исправительных учреждениях открытого типа, 1100 — в уголовно-исполнительных инспекциях.

Законопроект предусматривает освобождение от наказания и иных мер уголовной ответственности, за исключением случаев, указанных в нем: несовершеннолетних; беременных женщин; женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетнего; лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста; инвалидов I и II группы; отдельных лиц, больных активной формой туберкулеза, онкологическими заболеваниями, и ВИЧ-инфицированных; ветеранов боевых действий на территории других государств; лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в период прохождения военной службы или в связи с осуществлением служебной деятельности.

Не будут подлежать освобождению от наказания и иных мер уголовной ответственности лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, некоторые преступления, относящиеся к категории менее тяжких. Таким лицам предлагается уменьшить срок наказания в виде ограничения и лишения свободы на 1 год.

Амнистия не будет распространяться, в частности, на лиц:

к которым в течение 2019 — 2022 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости;

которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили уголовно-правовую компенсацию, доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем, подлежащие взысканию с них по вступившим в законную силу приговору, решению суда;

причинивших преступлением вред здоровью граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и не возместивших на день постановления приговора, вступления его в законную силу либо на день рассмотрения материалов о применении амнистии организациям здравоохранения, другим организациям и индивидуальным предпринимателям расходы на оказание медицинской помощи пострадавшим;

злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности;

допустивших особо опасный рецидив преступлений, либо признанных в установленном порядке особо опасными рецидивистами;

осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;

совершивших преступления, указанные в статье 10 законопроекта, в том числе террористической или экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (за исключением лиц, совершивших такие преступления в возрасте до восемнадцати лет);

которые на день вступления в силу Закона включены в перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности, либо в перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности.

Решение о применении амнистии будет приниматься в отношении каждого лица индивидуально.

Законопроектом определяются:

порядок исполнения амнистии, в том числе перечень органов, на которые возлагается ее исполнение;

меры по обеспечению ее исполнения, в том числе:

оказание амнистируемым помощи в бытовом и трудовом устройстве, изготовлении, замене документов, удостоверяющих личность;

передача несовершеннолетних под контроль родителей, органов опеки и попечительства, в необходимых случаях определение их в детские дома, деревни и городки, социально-педагогические центры;

определение в случае необходимости инвалидов І и ІІ группы и лиц пенсионного возраста в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

оказание лицам, освобожденным из исправительных учреждений, арестных домов, следственных изоляторов, по заболеванию необходимой медицинской помощи, диспансерное наблюдение за ними по месту жительства.

Заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Лапко Д.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Голуб Н.Г. доложили о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг».

Основными целями подготовки проекта Закона являются:

сохранение действующего в Республике Беларусь правового поля, позволяющего гармонично развиваться лизинговой отрасли и экономически эффективно использовать лизинг как финансовый инструмент при снижении рисков, связанных с лизинговой деятельностью, для всех ее участников;

обеспечение равных условий для осуществления лизинговой деятельности лизинговым организациям – резидентам Республики Беларусь по сравнению с иностранными лизинговыми компаниями – нерезидентами.

Проектом Закона предусматривается дополнение статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» частью, предусматривающей нераспространение установленного данной статьей ограничения на отношения, возникающие из договора финансовой аренды (лизинга).

Принятие проекта Закона будет способствовать:

укреплению финансовой стабильности;

повышению качества оказываемых лизингодателями услуг финансовой аренды (лизинга);

расширению ресурсной базы лизинговых организаций, направляемой на финансирование сделок лизинга с белорусскими предприятиями, и снижению стоимости лизинга путем создания условий для привлечения финансирования.

В двух чтениях также был принят проект Закона «О признании утратившими силу законодательных актов», с докладом о котором выступил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Ипатов В.Д., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Струневский А.Н.

Целью подготовки законопроекта является признание утратившими силу «устаревших» законодательных актов, которые противоречат нормативным предписаниям, включенным в новые акты одинаковой или большей по отношению к ним юридической силы, либо поглощены ими, либо утратили свое значение.

В результате анализа, проведенного в том числе и государственными органами, определяющими государственную политику в соответствующих сферах, было выявлено 45 законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу на основании пунктов 72 — 74 требований нормотворческой техники, являющихся приложением к Закону «О нормативных правовых актах»: 17 декретов Президента Республики Беларусь, 25 законов, два постановления Верховного Совета Республики Беларусь и одно постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь.

Кроме того, в ходе заседания парламентарии приняли проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года», о котором доложили заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь Андросюк Б.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Гацко В.В.

Протоколом предусмотрено продление до 31 декабря 2022 года переходного периода, в течение которого возможно осуществление регистрации медицинских изделий как по национальному законодательству, так и в рамках Евразийского экономического союза, а также распространение его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Все новости